Свет в дизайне интерьера
Световой дизайн интерьера — это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая одновременно решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствии с назначением того или иного помещения. В кухне, к примеру, нас в первую очередь интересует функциональный аспект освещения «рабочего места». Точно так же нам небезразлична и степень освещённости письменного стола в кабинете. В спальне или гостиной на первый план выступают вопросы эстетики и создания благоприятной для отдыха эмоциональной атмосферы. Тут нам хочется или уютного свечения «огневой кожуры абажура» с таинственной игрой теней на стене, или, наоборот, праздничного сверкания хрустальной люстры в гостиной с плавающими в фужерах бесчисленными отражениями... Вообще, в световом дизайне, при всей его рациональности содержится некий элемент магии. Свет — настолько сильный и пластичный «материал», что с его помощью можно «вылепить» любой образ предмета. Театр, кино, фотография — все эти виды искусства «колдуют» со светом, добиваясь поразительных эффектов. Применительно к интерьеру, значащему для современного человека гораздо больше, чем просто «машина для жилья», роль света возросла необычайно.
Проектирование системы освещения — это один из важнейших моментов работы дизайнера при создании палитры различных образов интерьера. И если предметы и их пространственные взаимоотношения в квартире достаточно статичны, то световая «оркестровка» помещений по сравнению с ними гибка до бесконечности. А теперь рассмотрим составляющие светового дизайна. Каким бывает свет У света имеется множество характеристик световой поток, яркость, сила света. И с ними «играют» различные конструкции осветительных приборов. Искусственный свет имеет и цвет. Всевозможные оттенки зависят от характера источника света Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. С точки зрения цвета свет делится на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным, то есть мягким В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.
Источники искусственного света Чем ближе освещение комнаты к природному, тем безвредней оно для зрения человека. В современных помещениях используют три «семейства» ламп накаливания, галогенные и дневного света. Как ни крути, они лишь подобие Солнца, и внутри его спектра каждое «семейство» живет на определенной территории, излучая свет в собственном диапазоне. В интерьерах применяют в основном лампы накаливания и галогенные светильники. Главным достоинством галогенных источников света является высокая мощность при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Можно повесить в любом уголке квартиры по бра, устроить в комнатах рощу из торшеров, а платить по счетчику Вы будете не больше, чем сосед. Однако стоимость эксплуатации этого светового изобилия конфликтует со стоимостью его покупки. Галогенным лампам необходим трансформатор, что, конечно же, повышает цену.
Лампы накаливания, напротив, дешевле, но потребляют больше электроэнергии. Правда, в последнее время разработаны модели с различными видами напылений, что дает лампам накаливания некоторые плюсы галогенок, в частности экономичность. Существует две традиционные системы освещения, которые мы устанавливаем в квартирах и которые может спроектировать дизайнер: локальная и парадная. Раньше для первой однозначно служили бра, настольные лампы и торшеры, а для второй — люстры. Но тенденции развития индустрии света таковы, что сейчас с этими двумя функциями справляется любой осветительный прибор — за счет реостатного выключателя. Он позволяет регулировать уровень освещенности помещения, и мощности одного торшера вполне хватает на комнату. С другой стороны, все 12 лампочек хрустальной люстры могут слабо теплиться, наполняя полумрак спальни таинственным мерцанием... Последний случай относится уже к интимному освещению. Среди новейших разработок в этой области — системы с эффектом «звездного неба». Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет. Атмосфера создается загадочная и обволакивающая. Виды потоков света В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве. Во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника.
Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света. Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников. В-третьих, это отраженный свет. Если оглядываться на природу, то он самый безвредный. Всем известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем на раскаленном пляже. В лесу солнечные лучи, «спрыгивая» с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. И наоборот, на открытом пространстве от ярко освещенной страницы просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом огбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве. Свет+цвет=пространство Освещение сильно изменяет цвет. Поэтому перед покупкой любого «цветного» элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели и пр) грамотный дизайнер «испытывает» его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире. Иначе может легко случиться так, что, скажем, красивый голубой ковер вместе с тщательно подобранным к нему ансамблем голубоватой мебели и аксессуаров в комнате с «теплым» освещением превратятся в невыразительное скопище мышиносерых предметов, которые будто оцепенели в сомнамбулическом трансе, полностью забыв о первоначальной цветовой идее. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как «теплый» и «холодный» искусственный свет влияет на мутации цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при «теплом» освещении и очень слабым и сероватым при «холодном». Общеизвестно, что окраска стен, пола и потолка способна менять наше восприятие размеров помещения. Темные краски делают комнаты меньше, потолки — ниже. Светлые цвета дают оптическое расширение комната кажется просторнее, потолки «поднимаются». Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолки оптически отодвигаются. Теплые цвета с отчетливым присутствием красного имеют противоположный эффект. Они как бы придвигаются к зрителю. Теплые желтоватые тона менее агрессивны, чем оттенки красного. Темные оттенки сужают комнату светлые — расширяют.
Говоря о световом дизайне интерьера, следует учитывать эти эффекты причем отдельно для каждого режима освещения. Свет наделяет предметы обстановки какой-то собственной жизнью и особенным «выражением лица». Они вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться в воздухе или, напротив становиться четкими, контрастными и «мускулистыми». Что-то подойдет из тьмы поближе, что-то отодвинется в тень... Наступает пора блаженства для всего находящегося в комнате и особо — для того, что «в возрасте». Старая мебель приобретает молодую свежесть и грацию, выцветшие шторы — опять из муслина и бархата, изуродованная планировочными выступами стена становится стройной и таинственной... и т.д. и т.п. — свет каждый вечер творит свою сказку. Однако у всякой сказки есть свои законы, свой сюжет и композиция. Изучив их, каждый способен стачь волшебником, или, если посовременному, — фотографом, творящим световые образы собственного интерьера. Итак... Режиссура света Световой дизайн очень «дружен» с зеркалами. Зеркала зрительно «раскрывают» стены. Это своего рода «внутрение окна» в интерьер. В сочетании с боковой подсветкой, которая накидывает «световую вуаль» на отражение, зеркло удваивает пространство комнаты заставляя вспомнить «приключения» жилплощади «нехорошей квартиры» на балу у Воланда. Для зрительного «приподнятия» или «наклона» потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима, «накладывается» свет — и иллюзия готова! Причем в зависимоти от формы светового пятна, потолок «съедет» в ту или иную сторону. Равномерная подсветка потолка напольными светильниками или со стороны карнизов фальшпотолка гарантирует плавность его зрительного «парения». Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и пр. дефектами — свет их моментально подчеркнет. Если перед Вами стоит задача визуально «повысить» комнату, следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр — ведь современный световой дизайн располагает множеством приемлемых альтернатив, не перегружающих пространство.
Целям визуального облегчения и расширения жилища может служить монотонная подсветка плоскостей стен. Тут важно соответствие отражающих свойств поверхности и ее цвета характеристикам света, который тонкой пленкой, подобно воде, покрывает стену. Если комната слишком длинная, то гармонизировать ее размеры помогает световое акцентирование удаленной стены. При этом другие стены должны быть освещены равномерно. Однако помимо участия света в архитектурных по своей сути трансформациях пространства, он может стать и «волшебным фонарем», без которого немыслим «театр теней». Это касается и дневного света, и искусственного. Экран здесь — стена. Действующие лица чаще всего — растения, статуэтки, фигурные вырезы в глиняных светильниках. Свет как правило, точечный и направленный. Он как бы исходит из центра в сторону «экрана». Эстетический эффект, которого добиваются таким способом, потрясающ. Стена населяется тенями, и у комнаты появляются новые смыслы. Например, подступающий к огню темный лес... Кроме оформления границ помещения существуюет определенная режиссура световых масс внутри комнаты. Мы не будем касаться ни технических вопросов «созерцательной» подсветки картин, ни функциональных аспектов организации полезного для глаз освещения рабочего места. Заметим только, что, при несомненном учете этих факторов, можно выстроить некую световую драматуртю между элементами интерьера, создавая каждый раз их новую пространственную конфигурацию. Можно также задавать световыми акцентами направление движения взгляда и т.д. Поэтому не стоит планировать равномерное освещение всей комнаты. В этом случае помещение теряет свои контуры, кажется скучным и быстро утомляет, поскольку в нем недостает напряжения и контраста. Правильней всего устраивать ocтровки света за счет разных его источников. Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм. В современной световой режиссуре различают, условно, американский и европейский стиль.
Американцы — индивидуалисты, и у них все освещение дома построено на бра. Люстр они не применяют. Как ни парадоксально, насыщенность квартиры настенными светильниками позволяет экономить деньги — ведь человек всегда находится только в одном месте, скажем, на диване или за столом. Полный свет включается только к приходу гостей, что бывает нечасто. Ощущение от квартиры с «американской» режиссурой света двойственное локальные освещенные участки психологически разобщают членов семьи, но ведь у каждого есть свой микромир, и он достоин уважения! «Европейский» стиль предполагает использование люстры. Она дает яркий парадный свет, который словно бы объединяет семью за одним столом. В качестве эпилога Приступая к обустройству своей квартиры, необходимо учесть как можно больше моментов, все «за» и «против». Интерьер подобен снятому фильму, режиссеры которого Вы и дизайнер а сценарий — Ваш образ жизни. Световой дизайн жилища должен гармонично переплестись с дизайном мебели штор, растений Вместе с Вами в квартире живут картины на стенах, родственники, домашние животные — они тоже должны войти в сценарий. И если «фильм» интерьера снят хорошо, то Вы, садясь в кресло и включая торшер, будете всегда ощущать полное блаженство!
Василий Лифанов Предоставлено компанией BATTERY TEAM
Вернутся к выбору статей